Солеварение в Нёноксе
Во все времена Нёнокса была известна как “места солеварные”. Соль здесь добывали не из морской воды, а из соляных скважен (колодцев) глубиной 10-12 м, расположенные вдоль речки Неноксы, с восточной стороны посада, у основания холмов. Известны некоторые названия солеварен: Яковлевская, Гришневская, Михайловская, Глубокая, Никольская, Скоморошица, Коковинская, Кобелиха, Синяя, Глубокая и др.
Технология
Из одного рассольного колодца вода поступала сразу в несколько солеварен, стоящих поблизости. Такие колодца были гораздо глубже обычных (для забора воды). Внутри находится рассоло-подъёмная труба, а в XIX веке был ручной насос для выкачивания рассола. Вся работа по постройке колодца делалась вручную, из-за этого работа могла длиться около двух лет. Бурением скважин занимались специальные мастера. Таким людям платили большие деньги, так как работа была тяжёлая.
Из колодцев носили рассол в солеварню. Расположены солеварни на территории усолья. Усолье — это место, где рассол находился близко к земле. Внутри располагалась огромная сковорода, которую заносили в здание солеварни по частям, а потом скрепляли заклёпками. Заклёпки до сих пор находят в земле. Для обкладывания печи в солеварни использовались камни, а позднее кирпичи. Печь растапливали большим количеством дров. На 36 часов выварки затрачивалось около 24 кубометров дерева. Рассол выливали на сковороду и первые 24 часа доливали увеличивая концентрацию соли. Чтобы проверить, готов ли раствор к окончательной выварке, в сковороду опускали деревянный кол, а затем выносили его на мороз (или ветер). Если кристаллы соли застывали, то соль готова к окончательной выварке. По истечении последних двенадцати часов выварки соль сушили на специальных полатях. В самом конце производства соль в мешках везли в амбары, которые находились на берегу реки. С воды из амбаров забирали соль на продажу. За рубль с небольшими копейками можно было купить пуд соли, когда как три рубля стоило снять дом на год.
История солеварения
В конце XVI века на Севере начинают возвышаться монастыри. Собственность монастырей не облагалась налогами, поэтому они активно приобретают земли, угодья, доли в солеварении. К середине XVII века 53% солеваренного промысла в Нёноксе принадлежало Николо-Корельскому, Соловецкому, Антониево-Сийскому, Михайло-Архангельскому и Кирилло-Белозерскому монастырям. В посаде строятся дворы этих монастырей и поселяются монастырские наместники, которые следят за производством соли.[1]
При Петре I наметился спад солеварения – была введена монополия на соль, что позволила государству получать немалый доход, но при этом значительно снижало выгоду от выварки для жителей Нёноксы. Солепромышленники начали разоряться, и многие именно в то время бросили солепромышленный промысел. Еще Екатерина Великая пыталась возобновить солеварение, но ей не удалось, и дальше промысел шел лишь на спад. Так, в 1772 году – вываривается в деревне 134000 пудов соли (2,1 тонны). Через почти сто лет – в 1878 году уже 104000 пудов. А уже в 1900 году – 51000 пудов; далее, выварка соли в своих масштабах падала в геометрической прогрессии[2].
Далее в Неноксе появляется привезенная с юга каменная соль, лучше по качеству и дешевле. Не справившись с конкуренцией, солеварение в деревне, согласно документам, прекращается в 1909 году. Конечно, все солеварни не были заброшены, и позже, жители деревни уже варят соль понемногу, для себя – на домашние нужды.
Возвращается выварка соли уже не в таких объёмах, но все равно довольно масштабно лишь во времена Гражданской и Великой Отечественной войн – когда перекрыты альтернативные пути поставки, и жителям Нёноксы поневоле приходится вспоминать старинные рецепты. Именно тогда, с 1941 года в Нёноксе работает так называемый «солезавод»: восстанавливаются некоторые старые солеварни (гораздо ранее в деревне их было до сорока, и у каждой было своё название, ныне или расшифрованное, или остающееся полнейшей загадкой для этимологов), строятся новые, на завод приезжают работать люди из соседних колхозов. Однако, уже к 1950 году промысел окончательно заброшен, солеварни стоят без дела, стареют, разрушаются, разбираются местными жителями на дрова. На сегодняшний день на территории усолья стоит только одна полуразрушенная солеварня, где зимой, через дыры в прогнивших досках видна поржавевшая огромная сковорода, в 1943 году изготовленная на судостроительном заводе старого Северодвинска.
Между тем, в 2009, 2011 и в 2012 годах, проведя три сезона раскопок, археологи во главе с Марией Евгеньевной Ворожейкиной, научным сотрудником отдела охранных раскопок Института археологии РАН обнаружили множество мелких деталей и конструкций, служащих для выварки соли и огромное количество научного материала, служащего основой для открытого в прошлом году музея соли (находится он в отреставрированном огромном соляном амбаре).
Сейчас в Нёноксе существует музей основанный в 1992 году 21 октября. Музей соли — часть музея истории села Нёнокса, который в свою очередь является филиалом Северодвинского городского краеведческого музея. Первым руководителем музея стала Сабельская Галина Ивановна., которая ранее была директором Нёнокской средней школы.
[1] Текст экскурсии Северодвинского музея.
[2] Ю. Крамер. Нёнокский соляной промысел. – Арх – ск, 1909, с.10.
Заголовки пишутся обычными буквами (первая заглавная), а не все заглавные.
Текст не нужно выделять жирным.
Добрый день! Пожалуйста, исправьте подпись к фотографии макета — это макет «Нёнокоцкие солеварни», он расположен в Музее соли (кстати, не Нёнокоцкий музей, а Музей истории села Нёнокса, филиал Северодвинского городского краеведческого музея, и Музей соли находится в ведении данного музея).
«Сейчас в Нёноксе существует музей основанный в 1992 году 21 октября. Первым руководителем музея стала Сабельская Галина Ивановна., которая ранее была директором Нёнокской средней школы».
Уважаемые коллеги! Мы же не одно десятилетие работаем бок о бок. Неужели в Музее истории села нет ничего достойного упоминания, кроме даты основания и имени первого директора? Можно было бы и написать, что данный музей — это филиал Северодвинского городского краеведческого музея. Да и Музей соли — не сам по себе, не из ничего возник, а появился в результате большой работы администрации и сотрудников все того же Северодвинского городского краеведческого музея и его филиала в селе Нёнокса.
С уважением,
Виктория Волкова, зав. филиалом Северодвинского городского краеведческого музея в селе Нёнокса
Спасибо большое за уточнения! Внесли поправки.