Пребывание Веры Фигнер в Неноксе

Вера Николаевна Фигнер (1852-1942) – известный революционер, активный деятель народовольческого движения конца XIX века. Училась она  в Казанском институте благородных девиц, но вопреки религиозному воспитанию, осталась убежденным атеистом. Однако некоторые ее качества можно сравнить с чертами христианских подвижников, например, «отдача себя раз избранной цели». Думаем, именно с этим связано ее стремление помогать, казалось бы,  совсем незаинтересованной в этой помощи русской деревне. Вот что она говорила по этому поводу:

Когда я вышла 17 лет из института, во мне в первый раз зародилась мысль о том, что не все находятся в таких благоприятных условиях, как я. Смутная идея о том, что я принадлежу к культурному меньшинству, возбуждала во мне мысль об обязанностях, которые налагает на меня мое положение по отношению к остальной, некультурной массе, которая живёт изо дня в день, погруженная в  физический труд и лишенная того, что обыкновенно называется благами цивилизации.

Несмотря на то, что Вера Фигнер участвовала в организации покушений на Александра II, Стрельникова В.С. и впоследствии эта ее деятельность было воспета в советской историографии, большевиков она недолюбливала и коммунисткой себя не считала. Она писала в газете:

«Вы спрашиваете, — что делать? Нужна революция. Да, снова революция. Но наша задача слишком грандиозна. Революция слишком необычна, и надо серьёзно готовиться к ней. Что толку, если снова угнетённые сядут на место бывших властников? Они сами будут зверьми, даже, может быть худшими. …Нам надо сегодня же начать серьёзную и воспитательную работу над собой, звать к ней других… Когда человек поймёт в человеке, что он высокая индивидуальность, что он большая ценность, что он свободен также, как и другой, тогда только станут обновлёнными наши взаимоотношения, только тогда совершится последняя светлая духовная революция и навсегда отпадут заржавленные цепи.»

Ссылка в Неноксу

В Неноксу Вера Фигнер попала в ноябре 1905 сразу после двадцатидвухлетнего заключения в Шлиссельбургской крепости. Сначала она поселилась на втором этаже большого дома семьи Коковиных (деда С.В.Леонтьева), а на первом – жили наблюдавшие за ней жандармы. Эта слежка очень угнетала В.Фигнер и она перебирается в другой, одноэтажный дом, расположенный по соседству. Именно на этом доме впоследствии и была установлена памятная доска. В Неноксе она провела только год, но за это время успела начать целых четыре довольно значимых проекта.

«Каждую минуту мы чувствовали, что мы нужны, что мы не лишние.

Это сознание своей полезности и было той притягательной силой,

которая влекла нашу молодёжь в деревню. Только там можно было

иметь чистую душу и спокойную совесть»

К сожалению, ни один из них не увенчался успехом. Сейчас уже не  представляется возможным достоверно ответить на вопрос «почему?». То ли из-за двух жандармов все время пристально за ней следивших и угрожавших тем, кто решит с ней заговорить, то ли из-за «деревенской инертности», как она сама это называла, а может, из-за всех факторов сразу.

Важнее здесь то, что она не бросала своих попыток и помогала даже с такими на первый взгляд смешным проектами как повторное использование горячих испарений, выделяемых при вываривании соли, для увеличения температуры котла и сокращения количества дров.

О проектах Веры Фигнер

Самым масштабным из них, наверное, был  проект  постройки кирпичного завода, так как в Неноксе были найдены залежи глины. Для реализации этого плана даже отправляли образцы в Архангельск, но денег для проекта  найти так и не смогли найти. Да и по-настоящему поддержал этот проект один только священник, обремененный десятью детьми.

«Падкий на деньгу, чадолюбивый отец — будь он допущен в руководители – без сомнения забрал бы все дело в свои руки, а подыскать подходящих людей в артель я не могла»

(Из писем Веры Фигнер)

Была еще организованная ее мастерская по плетению корзин, которую все-таки какое-то время работала, но учеников привлечь не удалось.

Несмотря на все инициированные Верой Фигнер попытки организовать дело, на занятия пришли только несколько мальчишек, да и те надолго не задержались.

«Четыре или пять мальчиков, действительно, стали посещать мастерскую и сделали по две-три небольших корзиночки, и я сама сплела под руководством мастера одну. Что касается взрослых, никто не заинтересовался этим производством, и так как охотников учиться не находилось, то месяца через два я сочла за лучшее закрыть мастерскую, оставшуюся без учеников»

(Из писем Веры Фигнер)

Так все начатые работы заканчивались ничем, а через некоторое время Вера Фигнер получила разрешение на выезд за границу и вообще уехала из Неноксы.

Заключение

Несмотря на все неудачи проектов этой сильной женщины, до наших дней живая память о Вере Фигнер сохраняется в рассказах некоторых старожилов и в музее Неноксе есть материалы, посвященные  ей. Знания же современных жителей Неноксы основываются  на прочитанном в книгах Ю.М. Шульмана.

 

«В школу поступило такое-то количество книг. Школа заплатила столько-то денег. Остальное заплатила Вера Фигнер. Сколько денег заплатила Вера Фигнер»

(Детская задача по математике в школе Неноксы, из материалов музея села.)

 

Возможно, вы захотите почитать это:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *