Нёнокса в экспозиции музея «Малые Корелы»
Источник: https://m.korely.ru
Краткие исторические сведения о Храмовом комплексе в с. Нёнокса — объекте культурного наследия федерального значения (№ 2910108000 в реестре объектов культурного наследия Минкультуры России):
Нёнокское поселение, одно из древнейших на Севере, известно не более 600 лет. Первое упоминание о нем относится к 1397 году.
Поселение расположилось в излучине реки Нёноксы, в четырёх километрах от Белого моря и семидесяти двух километрах к западу от Архангельска. Население его состояло из государственных крестьян, главным занятием которых было солеварение. Здесь находились вотчины пяти крупных монастырей: Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Николо-Карельского, Михаило-Архангельского, Сийского. К XVI веку Нёнокса становится крупным поморским посадом, вывозившим соль — «ключёвку» во многие города Севера.
В истории развития храмового ансамбля в селе Нёнокса можно выделить три основных периода:
- 1397-1725 гг. – от первого упоминания о поселении Нонокса до пожара, уничтожившего основную группу построек в XVII веке.
- 1726-1822 гг. – строительство и развитие нового ансамбля на старом месте.
- 1824-1967 гг. – крупные перестройки и ремонты всех сооружений ансамбля. Приобретение нового архитектурного облика, близкого современному.
Основание прихода в посаде источники относят к 1420 году.
К концу XVI века здесь уже сложился традиционный для Севера комплекс храмов: холодная шатровая Петропавловская церковь, теплая клетская с трапезной Никольская церковь, теплая клетская с папертью обетная Пятницкая церковь и упоминаются колокола. В версте от посада находилась кладбищенская Климентовская церковь.
К 1725 году Ненокский ансамбль состоял из холодной Троицкой церкви, теплой Никольской церкви, тёплой Пятницкой церкви и шатровой колокольни.
После пожара 1725 года этот комплекс был восстановлен к 1763 году:
1726 г. – шатровая колокольня,
1727-1730 гг. – холодная Троицкая церковь (освящена в 1730 году),
1738 г. – холодная церковь Параскевы Пятницы,
1762 г. – тёплая шатровая, с трапезной и папертью Никольская церковь (освящена в 1763 году).
Троицкая церковь самая известная из храмов Ненокского прихода. Её фотографии и рисунки помещены во многих учебниках и книгах по истории архитектуры. Церковь относят к лучшим памятникам деревянного зодчества и считают единственным сохранившимся образцом пятишатрового храма.
Строительством Троицкой церкви руководил церковный мастер из крестьян Каргопольского уезда Василий Матвеевич Корсаков. Работы велись быстро и уже в 1729 году были освящены два придела – Успенский и Петропавловский. Главная – Троицкая церковь освящена в августе 1730 года.
В 1818-1820 годах мастером из села Турчасово Онежской округи Василием Ивановичем Спицыным в церкви, вместо тяблового, установлен трехчастный стоечный иконостас. В 1837 году расписан потолок-«небо» в центральном восьмерике.
Большие работы по капитальному ремонту Троицкой церкви были выполнены в 1863-1870-х годах. Заменили ветхие брёвна в срубе, устроили фундамент, заменили кровли, обшили всё тесом и покрасили. Вместо паперти у южного и западного входов сделали крылечки. Внутри храма выполнили поновление иконостасов, а стены обтянули холстом, имитирующим каменное строение. В конце XIX века храм вновь покрасили, а кровли поправили. В таком виде Троицкая церковь и была зафиксирована в период обследования памятника в 1950-1960 годах Крохиным В. и Лапиным В., архитекторами Архангельской СНРПМ.
Зимняя церковь в Нёнокском приходе была отстроена после пожара на том же месте и освящена на «прежнем антиминсе» по имя святителя Николая Чудотворца, самого распространенного покровителя на Русском Севере. До переделок 1840 года церковь представляла собой шатровый храм типа «восьмерик на четверике» с трапезной, тесовой папертью и крыльцом. С востока к четверику был прирублен алтарь, крытый килевидной бочкой с главкой. До 1802 года храм отапливался по-чёрному. В результате перестройки храма в 1840-х годах, сделанной онежскими мастерами братьями Шемякиными, трапезная была превращена в придел Параскевы Пятницы, куда перенесён престол из разобранной одноименной церкви. С южной и северной сторон алтаря пристраиваются ризница и пономарня с крылечком. На месте разобранной паперти срублены сторожевская и чулан, тут же устраивается двухсходное крыльцо. Всё строение обшивают тесом и красят.
В 1850-1852 в церкви и приделе устроены новые стоечные иконостасы в стиле «ампир». Работы выполнены Дмитрием Ивановичем Сказываевым из Владимирской губернии.
В конце XIX века на храме проводят ремонтные работы: перекрашивают кровли и фасады, обновляют стены в помещениях.
Не смотря на поздние переделки, изменившие облик церкви, объемно-пространственная композиция храма осталась типичной для тёплых церквей XVII-XVIII веков.
В 1834 году на месте обветшавшей колокольни построили новую. Типичный для северных колоколен «восьмерик на четверике» был обшит тёсом и окрашен.
Храмовый комплекс Нёноксы оставался действующим до 1960-х годов. С конца 1920-х годов помещения храмов использовались в хозяйственных целях. Хранение соли привело к гибели икон и нижних частей иконостасов.
Комплексные реставрационные работы на объектах храмового комплекса были начаты в 1989 году. Работы выполнялись «Архитектурно-реставрационным центром» Александра Владимировича Попова. Первой была отреставрирована колокольня в том виде, в каком она была построена в 1834 году. В 1993 году была начата реставрация Никольской церкви. Работы были сложными из-за сильных биопоражений конструкций и элементов памятника, нуждавшихся в замене. Церковь с трапезной отреставрированы по состоянию на XVIII век, а паперть с крыльцом — на момент их появления в структуре церкви – 1840 -1845 годы. Работы по восстановлению интерьеров церкви не выполнены.
В 1989 году были проведены противоаварийные мероприятия на Троицкой церкви, что позволило ей дождаться своей очереди на реставрацию. С разборки объекта в 2006 году реставрация ведется под бессменным руководством Виктора Петровича Дренина. И уже совсем скоро шедевр русского деревянного зодчества – пятишатровая церковь вновь будет радовать прихожан и посетителей своей исключительностью и красотой.
С 2004 года храмовый комплекс в селе Нёнокса передан в оперативное управление Архангельскому государственному музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Многое сделано, но еще многое предстоит сделать, и самое трудоемкое и затратное - это реставрация и восстановление авторских иконостасов и «неба», которые составляют единое целое с храмами и не могут сегодня существовать без них.
В написании использованы сведения из научного архива музея «Малые Корелы» и издания «Музейный гид. Путеводители по музеям России. 2013» (доступен по официальной ссылке: http://1p.fondpotanin.ru/projects/museumguide2013)
Музей «Малые Корелы»
Сегодня Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» – фактически единственное место, где можно окунуться в незабываемую атмосферу старинного Севера. Архитектурно-ландшафтная экспозиция музея (139,8 га) включает в себя четыре сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский. Музей появился благодаря поистине титанической работе художников, архитекторов, реставраторов и этнографов, которые задались целью сохранить национальное достояние.
История музея
Музей был основан в 1964 году по инициативе главного архитектора Архангельской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (АСНРПМ) Валентина Алексеевича Лапина. Для посетителей музей был открыт 1 июля 1973 года.
Название музею дал находящийся неподалеку населенный пункт, где в XII-XIV вв. проживало угро-финское племя корелы. Известность же ему принесла редкая коллекция собранных из отдаленных уголков Архангельской области и бережно сохраняемых уникальных памятников деревянного зодчества XVI – начала XX вв. Коллекция представляет архитектурно-художественную, этнографическую и историческую ценность и отражает особенности построек области и образцы плотницкого искусства. Культовые постройки комплекса (церкви, часовни, колокольни) являются эталоном деревянной архитектуры.
Экспозиция музея «Малые Корелы»
В экспозиции собраны около 120 гражданских и церковных построек, объединенных в своего рода поселения районов Архангельского севера: Каргопольско-Онежского, Мезенского, Двинского, Пинежского. Каждый сектор демонстрирует особенности планировок деревень, существовавших на берегах наиболее крупных рек, – Северной Двины, Онеги, Мезени и Пинеги. Среди построек – крестьянские избы, церкви, часовни, колокольни, амбары, ветряные мельницы, бани и многое другое.
Самые ранние экспонаты относятся к XVI – XVII векам: колокольня из села Кулига-Дракованово (XVI в.), Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершины (XVII в.).
Музей обладает крупнейшим в России собранием деревянных ветряных мельниц. Механизм одной из них (из деревни Калгачиха) восстановлен и ежегодно демонстрирует помол зерна на празднике хлеба. Интерес представляют и интерьерные экспозиции, погружающие в атмосферу истинной старины. Здесь работают народные мастера, проводятся мастер-классы и открываются секреты ремесла.
Кроме того, в оперативном управлении музея находятся памятники архитектуры, расположенные на своей исторической родине: Никольская церковь в селе Лявля (1584 г.) и редчайший трехчастный храмовый ансамбль XVIII-XIX вв. в селе Нёнокса: Троицкая церковь (1729 г.), Никольская церковь (1765 г.), колокольня (1834 г.).
В историко-заповедной зоне «Старый Архангельск» находятся музейные комплексы «Усадьба М.Т. Куницыной» и «Дом коммерческого собрания». Главная их задача – организация образовательной, выставочной, просветительской и информационной деятельности музея.
Музей предлагает широкий спектр услуг: обзорные и тематические экскурсии (в том числе экологические), музейно-образовательные программы для школьников, свадебные обряды для молодоженов в поморских традициях. Проводятся народные гуляния и праздники с участием фольклорных коллективов, ярмарки народных ремесел, мастер-классы, колокольные звоны.
Музей «Малые Корелы» входит в Ассоциацию европейских музеев под открытым небом. Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года № 1112 он включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2012 году «Малые Корелы» были удостоены региональной общественной награды «Достояние Севера» в номинации «Предприятия непроизводственной сферы».
Свежие комментарии