Похоронный обряд
В наше время обряды и праздники теряют свою ценность для людей. Тем не менее, похоронный обряд все еще остаётся значимым для людей, хотя и он претерпевает изменения. По -прежнему важными для людей остаются обряды, связанные с рождением, свадьбой и похоронами. В селе Нёнокса наиболее трепетное отношение сохраняется к похоронному обряду: с момента смерти человека до его годовых помин.
Омывание
В первые два часа после кончины необходимо первым делом успеть омыть усопшего. Омывание не должны проводить кровные родственники, а два приглашенных человека; традиционно женщины омывают женщин, а мужчины – мужчин, хотя последнее правило сейчас в Нёноксе не исполняется. Плата за омывание не берется, но принято что-либо подарить или заплатить омывальщикам, а после – пригласить их на похороны и помины.
В самом омывании используются тёплая вода в тазу, мыло и мочалка. Покойного кладут «на доски»1 с подостланным покрывалом, начиная мыть с головы и волос; по завершению процесса воду куда-либо выливают, таз моют и используют по хозяйству, а мочалку с мылом закапывают – в собственном огороде или другом месте. Считается, что по количеству омываний с человека , который провожает покойного, снимается соответствующее количество грехов , то же самое говорится и о тех , кто готовит поминальные блюда.
После омывания лицо покойного накрывается полотенцем.
И закрывают лицо, закрывают отдельно тряпочкой. (А для чего?) А лицо чтобы никуда не смотрело.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Далее усопшего начинают одевать.
Одевание
Принято, в особенности у людей старшего поколения, заранее заготавливать себе одежду для похорон, включая нательную: это обязательно светлые, чистые и новые вещи. Раньше такую одежду шили сами крестьяне – обязательно иглой «от себя». Теперь похоронную одежду покупают в магазине: мужчинам нужен костюм, женщинам – платье или халат с платком (в случае, если хоронится невеста, повязывают шарф), но не блуза с юбкой : тело покойного ничто не должно стягивать. По этой же причине на одежде – например, белье – разрезают все резинки, галстук, расстегивают ремни и развязывают шнурки; пуговиц этот обычай не касается. Украшения к покойному класть нельзя, как и крест, который он носил при жизни; вместо него надевается, но не завязывается простой деревянный крест – в одежде не должно быть никаких узлов. И мужчинам, и женщинам на ноги желательно надевать кожаные – не резиновые! – тапочки. По концу одевания руки и ноги покойного связывают, чтобы те не расходились. Рядить покойного кровным родственникам тоже не дозволяется – как и укладывать его в гроб.
Никакого узелка не должно быть нигде. Душа должна быть свободная; это тело, тело тленное, оно же истлеет, а душа-то поднимается.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Гроб и вещи в нём
Гроб ненокшане называют домови́ной; сделан он, как и крест, из сосны или ели; из осины делать гробы и кресты строго запрещается. Прежде чем положить усопшего в гроб, тот сначала околачивают (обивают тканью) – сперва крышку, потом весь гроб, – и освящают; красить гробы не принято вовсе. Внутрь кладут подушку для головы, набитую опилками или березовыми листами, и какую-либо подстилку для тела покойного.
Уже в гробу покойному кладётся в левую руку свеча, а в правую – молитвенник и крест. По телу покойного выставляют четыре свечи – в голову, куда еще кладётся веник, в ноги и по локтевым суставам, по форме христианского креста. Ничего из положенного в гроб обратно доставать нельзя; если свечи догорают, к ним лишь добавляют новые. Гвозди без шляпок используют для установки свечей.
Раньше так ставили: ну, бутылочки – всяко приходилось… Я че-то подумала-подумала тогда и стали гвоздички – шляпки откусываем, гвоздички приколачиваем и свечки ставим. Подогреваем и они ставятся хорошо.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Также к покойному кладётся икона: для женщин это икона Пресвятой Богородицы, для мужчин – Спасителя. Никогда не кладут икону святого Николая Чудотворца.
Николая Чудотворца нельзя ложить иконочку к усопшему. Потому что Николай Чудотворец сотворяет чудо — он оживляет, помогает; а Спаситель успокаивает, и принимает, и ждёт там.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
В случае, если какой-либо из описанных предметов забыли положить, а покойный уже захоронен, ситуацию можно исправить, закопав необходимое в могилу усопшего.
Положение покойного в доме
Гроб с покойным и всеми необходимыми предметами всегда стоит в особом месте в доме – в Большом (Красном) углу, головой под образами; у старообрядцев покойный лежит ногами к образам.
В помещении с покойным обязательно останавливают часы, так как остановилось и время его жизни; во всём доме завешивают зеркала.
И когда в комнате лежит усопший, обязательно часы – сейчас батарейки убирают, а раньше часы вот с гирькой были – дак останавливали. (А зеркала завешивали?) Да, обязательно все зеркала завешивают. Даже вот маленькие стараются или перевернуть, или завесить: душа усопшего ходит и выглядывает другого кого-то из своих.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Усопший должен обязательно один раз в доме «переночевать» – в это время его нельзя оставлять в помещении одного. По возможности к покойному приглашается батюшка читать всю ночь канон.
Во время всех приготовлений над покойным читаются молитвы, известные непременно присутствующим в деревне человеку или группе людей, которые знают все описанные подробности похоронного обряда и способны помочь с проводами усопшего. По окончанию ночи ноги и руки покойного развязывают, так как покойный должен «сам идти«, а полотенце с лица снимают. Если глаза покойного открыты, на них кладут крупную монету: сейчас десятирублёвую, в советское время использовали пятикопеечную. Потом поверх покойного кладут покрывало и саван, а его самого выносят для прощания во двор.
Вынос покойного и прощание с ним
Выносят гроб из дома обязательно люди чужие, не из родственников покойного; члены семьи в этот момент находятся в доме. Первой выносят крышку гроба, потом гроб – сразу же оставшиеся в доме переворачивают все табуреты, на которых стоял гроб, чтобы никто не успел сесть ни на один из них. Те же родственники закрывают за вышедшими все двери в доме, а через некоторое время выходят сами2.
После выноса гроба из дома обязательно сразу же моют полы, причем не от образов к порогу, как это делается при обычной уборке деревенского дома, а наоборот. Также необходимо затопить печь.
Вынесли покойника, помыли полы, затопили печку. (Почему печку?) Хоть газетами нужно затопить, чтобы дух ушел из дома.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н30
Затопляют печь хотя бы бумагой летом, дак чтобы дымок вышел.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Гроб с покойным в это время находится во дворе дома для прощания: каждый подошедший целует усопшего в лоб. В деревне Солза для гроба устанавливают специальные козлы. Единственные, кому не разрешается прощаться с покойным и участвовать в похоронной процессии, это беременные женщины.
(А кто может присутствовать на похоронах? Дети, беременные?) Беременные ни в коем случае. Ни в коем случае! Беременным нельзя. Влияет очень сильно. Даже стараются, чтобы беременные не подходили и не прощались. Влияет это на плод. Получается потом больной ребёнок, это я уже от многих слышала.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Похоронная процессия
Гроб несут на двух специальных белых полотенцах длиной два с половиной метра, которые раньше хранились в каждом доме; родственники нести гроб не могут. Первой в процессии несут икону, затем – кутью, традиционное поминальное блюдо из риса и изюма; далее венки, и только потом – гроб со следующими за ним родственниками усопшего.
Участники процессии несут в руках свечи, которые зажигаются уже на кладбище перед отпеванием покойного.
Кладбище и могила покойного
Нёнокское кладбище находится на Святой горе (некоторые жители также называют её Красной); на нём можно обнаружить следы множества окопов, оставшихся еще со времен войны ( они были сделаны в ожидании боевых действий, обошедших село стороной)3. Могилы расположены головой на север или северо-восток; захоронения исключительно семейные – первых жен часто хоронят с первыми мужьями и детьми только от этого брака. Однако на самом кладбище расположен крест, стоящий на месте бывшей церкви; рядом с ним захоронены священник Павел Алексеевич Аркадов со своей женой Серафимой Августовной и люди, постоянно посещавшие храм: например, члены местной двадцатки. Сейчас, если покойный был утопленником, самоубийцей или известным местным колдуном, последним из которых считался, например, Сергей Павлович Аркадов, его всё равно не хоронят отдельно от своего рода за очень редкими исключениями; из отдельных захоронений можно выделить холерное кладбище девятнадцатого века, расположенное в особом месте в лесу с кривыми елями.
Новую могилу вырывают по указанным принципам на глубину в полтора метра. Касательно же связи между состоянием вырытой могилы и покойным есть особое поверье:
Замечают: который не грешен – у него не осыпается даже рядышком могила. Если там есть какие-то грешки, какая-то сторона осыпается, но не вся могила. А который уже грешен, особенно которые колдуют или еще что-то плохое делают – осыпается вся.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Если обнаружатся уже захороненные останки при вырывании могилы, что иногда происходит при тесных семейных захоронениях, их отодвигают в сторону и всё равно производят захоронение; но не всегда это выходит удачно.
Зимой у неё нормально полтора метра прорыли, могилу сделали. А мужа похоронили — я им говорила, что тут похоронена старушка, а она его не пускала. Они снег-то сгребли, такими глыбами, и на полметра не смогли даже, представляете? А она им не родственница – эта старушка — была. (Только на родственниках можно?) Да, почему все родовые свои на кладбище. И она, видно, его не пускала, и ребята никак не могли дальше, только полметра, он чуть ли не наверху лежит.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Похороны и процесс погребения
Похороны организовывают в первой половине дня и не в праздничный день; на них обязательно присутствуют родственники, омывальщики и готовившие поминальный обед – остальные же приходят по своему намерению и желанию, из-за чего практически нельзя предугадать, сколько человек соберётся проводить покойного в последний путь.
Дно могилы, к которой уже принесен гроб, выстилают еловыми ветвями, после чего гроб с покойным опускают вниз – затем же начинается отпевание. В случае, если батюшка не может выполнить это или его решили не приглашать, это делает особый известный в деревне человек, получивший специальное знание от лица, также имевшего этот статус, но, естественно, к своей старости его передавшего. В Нёноксе эту роль имела долгое время Прасковья Григорьевна Трапезникова, после которой и по наши дни этим занимается Лидия Андреевна Коробченко. Классически всегда поется Отче наш, молитвы Господу и всем Святыми. Отпевать могут и некрещеных с самоубийцами, но используют для этого совсем иной набор молитв.
Ну правильно: отпевать нельзя некрещеных, да, но с молитвами хоронить… Я говорю: Господь Бог будет разбираться, не мы.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
После пения молитв каждый присутствующий посыпает гроб тремя лопатами земли, читая при этом Трисвятое. Если покойный не был отпет, землёй посыпают сверху вниз и справа налево, тем самым перекрещивая; лопату, которой засыпали гроб, нельзя передавать из рук в руки или втыкать в землю. Её можно только класть и поднимать с земли.
Больше в могилу ничего бросать нельзя, как и передавать над гробом какие-либо предметы. Как только могилу засыпают, необходимо на самом кладбище помянуть покойного кутьёй. Остатки блюда кладутся на то место, где у покойного располагается крест, но не на место головы и глаз.
Но ни в коем случае не на лицо. Ни крупки на лицо на могилке не сыплется; только ко крестику, в ногах птички клюют. А то раньше как говорили: если крупку насыплют – много бывает, и сейчас вот молодежь, бывает, насыплет, да и знают которые, как специально насыплют – сразу же сбрасываешь, – выклевывают глаза якобы усопшему. По старинке всё это говорили старые люди.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
При дальнейшем посещении могилы покойного уже после его захоронения необходимо постучать трижды по кресту, «здороваясь»; в том числе желательно носить с собой крупу с чёрным хлебом, посыпанным солью.
После окончания похорон все присутствующие отправляются в дом – на поминки.
Поминки и поминальный обед
Обязательно нужно отметить девятый, сороковой и годовой дни; для этого просят людей из другого дома приготовить особые поминальные блюда: блины, пироги, кутью и кисель. Другие обеденные блюда могут готовить и родственники усопшего.
Первым идёт блин — поминают блином, а последним — киселём.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Раньше в том числе в список обязательных блюд входили каша и уха. Если не было свежей рыбы, использовали сушеную.
В девятый и сороковой день есть обычай ставить на общий стол отдельное блюдо для покойного вместе с его фотографией. На годовой и далее угощение покойному уже не ставится, так как считается, что душа усопшего уже не присутствует в доме.4.
На помин, происходящий на самом кладбище, родственники усопшего приглашают либо батюшку, либо «знающего» человека деревни для чтения поминальной молитвы. Как пример, были зафиксированы поминки с участием «знающего». Его чтение немного отличается от канонического текста литии. Некоторые части молитвы опускаются, в том числе и начало: пение начинается с Тресвятого. Какие-то места различаются от литии, читаемой мирянами, в словах. К примеру, вместо 12 обращений к Богу («Господи, помилуй») эта строчка повторяется всего лишь 3 раза. Некоторые части литии в молитве старожилов пропущены, как и девяностый псалом. Несколько строчек заменены собственными словами, среди которых характерное для фольклорных текстов сочетание слов «Царь, Батюшка». «Отче наш» в молитве старожилов появляется позднее, чем в литии. Чтение икоса тоже отличается от книжного текста: оно скорее напоминает сочетание формул из нескольких богослужебных текстов. Особенно интересна перестановка порядка слов — не «яко Иона», а «молюся Иона», которая, возможно, делает церковно-славянский текст более близким исполнителю. Стоит отметить, что для исполнителя важно в самом конце молитвы обратиться к усопшему и попросить прощения у него лично. Он проживает случившееся несчастье точно так же, как и близкие усопшем. Эта включённость жителя села в происходящее, в котором он принимает участие, создает особое эмоциональное состояние у присутствующих на помине. Всем хочется, чтобы умершего захоронили по правилам.
По приходу же в дом тоже читаются молитвы, но на этот раз это Отче наш и благодарственная, между которыми пьется кисель, а после – молитва за упокой. читается Отче наш, перед распитием киселя — Вечная память, и только перед самым уходом из дома гостей — благодарственная. После этого в доме остаются только родственники покойного; по отношению к их разговорам в это время действует строго одно правило — отсутствие ругани и нецензурной лексики.
Сороковины
По возвращению с похорон в доме зажигается до сорокового дня лампадка, которую по прошествии этой даты зажигают только по выходным и праздникам, а также ставится тарелка с хлебом и солью, печеньем и блином, и стопка водки как более удобный в плане отсутствия брожения аналог киселю или вину, выставляемых в иных местах с той же целью «гостинца» для души усопшего5.
На место гроба, в Большой угол, кладётся камень, обёрнутый специальным белым полотенцем, бывшем раньше в каждом ненокском доме. Это особый обычай, которого нет больше ни в одной из окрестных деревень.
У нас, например, до сорокового дня ложится камушек под Большой угол, и полотенчиком — тряпочкой беленькой — заворачиваешь камушек. Это как усопший ходит вокруг камушка, умывается. С камня вода выходит всё равно.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
На сороковой день весь выставленный для покойного набор, кроме стопки с водкой, которая к тому времени выдыхается, относится на кладбище, а полотенце снимают с камня и оставляют до следующих похорон. Именно в сороковой день решается судьба души — в рай она попадет или в ад6.
Приметы близкой смерти
Сорок дней после смерти усопшего ознаменованы также как самые опасные : в это время может присниться покойник и забрать с собой, однако на этот случай есть определенные правила.
Пришла её7 мама вся в чёрном… <…> И она вот через неделю умерла. Вот таких случаев очень много, обязательно приходит родственник. Они приходят и зовут. А в другой раз приснится так — зовут, а ты скажешь: «Ой, мне некогда, надо чем-то заняться», и уходишь. Всё. А если пойдёшь сзади, то, значит, ты уйдёшь. Или вот в чёрном приснятся когда — то же самое.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Существуют в том числе и иные приметы скорой смерти человека:
Начинают шоркать ногами. Вот заметьте в другой — идёт, и ногами «шир-шир-шир». Этот человек уже долго не проживет. Лицо начинает темнеть — не загорает, а такое землистое. Ну, больной человек уже, всё, это уже признак, что ему немного останется. (А если птица залетит?) Да, птица обязательно в стекло стучит.
Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
Траур
Присутствует в ненокоцком похоронном обряде и обычай внешнего выражения такой трагедии, как смерть близкого человека — траур по покойному. В течение года после кончины дети или родители усопшего носят одежду тёмного цвета, матери и дочери к тому же почти не снимают чёрной косынки. В это время желательно посещать могилу покойного, ухаживая за ней, и, что удивительно, не разрывается долгие годы постоянная связь между близкими: к покойному обращаются с просьбами, разговаривают с ним.
Стремление ненокшан сохранить переданный от старшего поколения похоронный обряд, семейное расположение захоронений на кладбище, регулярные помины свидетельствует о сохранности традиционной культуры.
Хотим выразить отдельную благодарность Лидии Андреевне Коробченко за предоставленную информацию о традиционном похоронном обряде, поскольку она является человеком в селе, получившим знание текстов молитв, правил захоронения тела и проведения поминок, омывания усопшего.
- Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
- Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н47
- Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
- Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
- Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
- Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018». Запись Н24
- о знакомой Л.А. Коробченко.
Укажите, пожалуйста, соавторство в данной статье. Заранее благодарю.
Напишу Илье или Игорю Святославовичу