Храмовый ансамбль в Нёноксе

Эта статья является соединением информации из Научно-проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура», исторической справки, которая была составлена в нёнакоцкой сельской библиотеке «история посада Нёноксы».

Главная достопримечательность Нёноксы – храмовый ансамбль, состоящий из двух храмов и колокольни, такой ансамбль называется погостом. Он возник после опустошительного пожара 25 июня 1725 года, во время которого сгорели три церкви (в том числе одна только — что возведённая в 1724 году Пятницкая церковь) и колокольня, построенная в 1707 году «усердием прихожан». В нынешнем виде ансамбль сложился  в 1834, в том году, когда была построена колокольня.

Единственным научным и документально подтверждённым источником сведений о возникновении, становлении и реставрации являются «Исторические записки» Заручевской Елены Борисовны. Исследуя материалы архивных фондов, библиографические и исторические источники, она установила, что в истории Нёнокских храмов можно выделить три основныех периода:

  1. Складывание и развитие приходского ансамбля до 1725 года, когда в огне погибли храмы 17 века.
  2. Строительство и развитие нового ансамбля 1726 – начала 19 века.
  3. Новый архитектурный облик ансамбля после крупных перестроек 1824 – 1917 годов.

После 20-х годов 20-ого века ансамбль был практически обречён на гибель и использовался не по назначению.

Троицкая церковь

Первой была построена Троицкая церковь (1727 – 1730гг.), являющаяся летним храмом. По своей архитектурно-планировочной структуре — это храм «о двадцати стенах» — двухъярусный восьмерик, с четырьмя прирубами по сторонам света, из которых восточный служил алтарём, западный притвором, в двух других находились Успенский и Петропавловский престолы. Над восьмериком и прирубами возвышается пять шатров. До переделок, проведённых в 19 веке, когда церковь была обшита тёсом, её украшали кокошники, расположенные на гранях восьмерика, а на паперть вели три нарядных резных крыльца, которые дополняли  и усиливали впечатление спокойной торжественности, исходящей от храма.

Строили этот храм ненакоцкие плотники (6-7 человек). Руководил ими Василий Матвеевич Корсаков. Известно, что он был неграмотен, поскольку за него в документах и договорах расписывался его сын.

В новый храм перенесли из амбаров уцелевшую в пожаре 1725 года церковную утварь, царские врата, одежды, образа. В 1736 году подновили древние иконы и более ремонтов в 18 веке не происходило. С начала 1840-х годов здание быстро ветшает, но только в 1869 году началась его перестройка. После окончательного завершения  ремонта в 1873 году, Троицку церковь переосвятили. В 1897 году, Троицкий храм был вновь покрашен, а кровли исправлены. Больше вплоть до 1960-х годов, храм не ремонтировался. С конца 1920-х годов использовался местным сельсоветом в качестве овощехранилища. В 1930 году Главнаука обращалась в Архангельский губисполком с просьбой сохранить Троицкую церковь от разрушения. Губисполком предложил провести реставрацию силами Нёнокского совета, но этого не произошло. После регистрации общины в 1991 году службы велись в приделе Петра и Павла Троицкой церкви.

 

Пятницкая церковь

Вслед за Троицкой церковью (в 1738 году) была построена взамен сгоревшей, новая Пятницкая (Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы), простоявшая сто лет и разобранная в  1841 году «За ветхостью, со сделанием вместо оной, в паперти Николая Чудотворца придела во имя ея, в углу с южной стороны, куда и перенесены из прежней церкви в настоящей ея придел все иконы и расположены так: Иконостас без всякого украшения, иконы поддерживаются в порожках писаными досками.»1 Находилась западнее нынешнего мемориального комплекса.

Никольская церковь

Впервые Никольская церковь упоминается в 16 веке. В бумагах Соловецкого монастыря эта церковь упоминается ещё в 1555 году.2 «В переписных книгах посада и усолий с 1620 по 1730 годы даётся описание церкви Николая Чудотворца: «с трапезою древяна верх…».3 Кроме того, известно, что при церкви были западная и северная паперти и подклет, где хранили соль.4

«Смутные времена» принесли немало бед  Нёноксе: Не раз она пережила голод, а в 1613 году на неё напали польско-литовские захватчики и сожгли Никольскую церковь. Но уже во второй половине 17 века посад возрождался от потрясений  смутного времени.

В 1762 году (в 1763 году из описи имущества церкви Николая Чудотворца в Нёнокском приходе 1834 года), вдоль восточного края холма, на одной линии с Троицкой церковью, была построена по благословению Преосвященного Варсонофия, зимняя, Никольская церковь. Эта церковь сохранилась до нашего времени, простояв более двух столетий. Она более скромная по своему внешнему облику, чем Троицкая, но так же интересна по своей конструкции, — восьмерик на четверике с шатром и трапезной. Церковь эта об двух головах с крестом в 15 сажень. В паперть ведут  «двери двои деревянные о двух половинах одни подле других  на крюках и петлях, и с рукоятками, на случай днём запираются висячим замком»5. На паперти находятся два окна. Паперть  с трапезной отделяется бревенчатой стеной. Трапезная от основного молельного пространства так же отделяется бревенчатой стеной. Алтарь обит холстом и раскрашен (1834 год).

В результате реставраций и переделок 1840 – 1843 годов, Никольская церковь сильно изменилась. Церковь выпрямилась и сильно поднялась, и стало шире из-за обшивки и алтарных пристроек. На южной стороне трапезной, на кровле, появился восьмерик с чешуйчатой главкой, обозначавший Нараскевинский придел, с алтарной бочки главка исчезла.

В 1850 году, в октябре начались работы по установлению иконстаса и завершились в апреле 1862 года.6 Известно имя мастера, помогавшего устанавливать иконостас – это Дмитрий Иванович Сказываев.

Ремонт  1884 года стал завершающим в формировании нового облика церкви 18 века. Теперь решающую роль в её облике играли декоративные факторы: ровные поверхности стен и кровель и их расскраска.

В 1929 году Главнаука поставила Никольскую церковь на учёт как памятник архитектуры первой категории и даже делала попытки для реставрации здания. С 1940 по 1945 годы церковь использовалась под склады сельсоветом и более двух лет под склад соли. Только в июле 1945 года было разрешено совершать службу в Никольской церкви.7

Колокольня

Завершающим звеном в формировании ансамбля стала колокольня. Она была построена в 1834 году, когда во многих местах на Севере развернулось каменное строительство. Снова, не желая отставать от времени, предприимчивые ненокшане, хотя и возводят деревянную колокольню, но в подражание каменной.

В 1989 году начались реставрационные работы под руководством А. В. Попова.8

 

 

 

Иконы

Икона «Воскрешение — Сошествие во ад» из Никольской церкви хранится в настоящее время в музее «Художественная культура Русского Севера», г. Архангельск

Икона «Иоанна Предтеча с житием» из Троицкой церкви Нёноксы, находится в Архангельском музее

«Наиболее ценные иконы Нёноксы находятся в коллекции Государственного Эрмитажа: Новгородская икона 15 века « Св. Никола Чудотворец в Житии», икона 17 века: «Иоанн Богослов в молчании» и «Св. Кирилл Белозерский в Житии» — все они поступили из Троицкой церкви.

В постоянной экспозиции Государственного музейного объединения» Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) представлены десять икон из Троицкой и Никольской церквей, а также находившиеся в несохранившейся церкви Св. Климента. Это написанные в 16 веке иконы «Воскресение – Сошествие во ад», две иконы «Богоматерь Одигитрия», «Великомученики Флор и Лавр, священномученик Василий, епископ Севастийский», «Иоанн Предтеча, с житием», «Священномученик Климент Папа Римский, с житием». Относящиеся к 17 веку «Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», «Преподобный Антоний Сийский, с житием», «Преподобный Антоний Сийский», и к началу 18 века – «Мученики Флор и Лавр с житием».

В Северодвинском городском краеведческом музее хранится икона «Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием», написанная в 1695 году.»9

Колокола

Колокол «Обача»
Фотография: В.Э. Витриченко

Клеймо на колоколе «Обача»
Фотография: В.Э. Витриченко

«Количество колоколов менялось по мере ремонта и появлении новых на звоннице. Звучание колоколов было настолько внушительным, что его сравнивал с соловецкими звонами. Рассказывают легенду, по которой во время Крымской войны 1853 – 1856 годов к побережью в районе Нёноксы подошла английская военная эскадра. Когда колокола забили тревогу, англечане отступили. Самый массивный колокол «Обача» сохранился. На колоколе есть надпись: «Тизанием

 

того посада Климента Коковина Ивана Скребцова 1764 года месяца сентября дня лит сей колокол у города Архангельского в Нёнокский посад к церкви Живоначальной Троицы», а ниже клеймо: «Лил сей колокол Соли Вычегодской человек Михайло Васильев сын Заикин». Кроме «Обачи», сейчас на звоннице три колокола, отлитые на СМП.»10

  1. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура».  Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. Документ  5 «Опись имущества Никольской церкви Нёнокского прихода 1882 год.».  ГААО, ф. 29, оп. 31, д. 429, л. 4об – 5об.
  2. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура». Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. История строительства и перестроек церкви. Что взято из Акта Соловецкого монастыря. 1479 – 1571 года. Л., 1988, №206.
  3. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура». Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. История строительства и перестроек церкви. Что взято из ГААО, ф. 191, оп.  1, д.92.
  4. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура». Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. История строительства и перестроек церкви. Что взято из ГААО, ф. 1404, оп. 2, д. 8, л. 16; ф. 1404, оп. 2, д. 18, л. 21об.
  5. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура». Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. Документа 1 «Опись имущества церкви Николая Чудотворца в Нёнокском приходе 1834 год. Архив СПРИМ, ф. 16 Ке, д.7.
  6. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура». Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. История строительства и перестроек церкви. Что взято из ГААО, ф. 29, оп. 31, ц. 254, л. 473.
  7. информация взята из научно проектной документации творческого производственного объединения «Ландшафтная архитектура». Москва 1985 год. Авторы: Е. Б. Заручевская, А.В. Попов. История строительства и перестроек церкви. Что взято из ГААО, ф. 6520, оп. 3, д. 21, л. 471.
  8. информация взята из исторической справки «история посада Нёноксы» (ненокская сельская библиотека).
  9. информация взята из журнала «Православие. Храмы. Путешествие по святым местам», выпуск №234. Статья «Утраченные Реликвии». Издатель: ООО « Де Агостини», Россия.
  10. информация взята из текста экскурсии северодвинского музея.

Возможно, вы захотите почитать это:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *