Нёнокский приход в XX веке

Конец XIX — начало XX века. Священник Павел Аркадов

В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии» за 1894 год значится: «Нёнокский приход состоит из Нёнокского посада, известного своими соляными варницами и находящегося в 72 верстах от г. Архангельска и от ближайших приходов Солзенского в 23 и Зюземского в 13. О времени образования прихода точных сведений не имеется. Но несомненно, что он весьма древний: он существовал еще до 1420 г. когда священником, м. б. первым, был Иоанн Вепрев. Известно также, что в Нёноксе находились вотчины монастырей Кирилло-Белозерского, Сийского, Архангельского и Николаевского Корельского; вероятно, что первые древнейшие церкви устроялись на средства этих монастырей».1

Прихожан к 1 янв. 1894 г. состояло 642 м. п. и 732 ж. п.; почти все они принадлежат к мещанскому сословию и проживают в посаде близ приходских церквей.2

29 октября 1890 года священник Павел Аркадов направлен, согласно прошения, епископом Архангельским и Холмогорским Александром в Ненокский приход. Директор Народных училищ назначает о. Павла законоучителем в Нёнокское приходское училище.В 1894 г. в Нёнокском приходе было открыто Церковно-приходское попечительство, председателем которого был отец Павел Аркадов.

С 1899 г. ему помогал церковный староста, мещанин Василий Георгиевич Кологриев.4

Из Клировых ведомостей по 3-му благочинию Архангельского уезда за 1906 г.:
Священник Павел Аркадов, из духовного звания, родился в с. Гнилицах Тверской губернии. Обучался в Тверской Духовной Семинарии. В 1885 г. рукоположен в сан диакона. В 1886 г. рукоположен  в сан священника (согласно «Краткого исторического описания» — в 1887 г.).
Семья: жена Серафима Августовна (42 года) и 10 детей: Лидия (18 лет), Павел (17 лет), Серафима (15 лет), Вера (14 лет), Алексей (12 лет), Николай (10 лет), Надежда (8 лет), Феодосий (7 лет), Михаил (6 лет), Сергей (4 года).
Всего в семье священника родилось 20 детей, но двое последних — двойняшки — умерли в младенчестве.

Священник Павел Аркадов с матушкой Серафимой Августовной. До 1917 г.

Отец Павел служил в Нёнокском приходе с 1890 по 1930 гг., в течение 40 лет!

Жена: После смерти мужа Серафима Августовна была арестована и провела около двух лет в исправительных лагерях НКВД. После освобождения проживала в Мезени у одной из дочерей, а потом в Нёноксе, где и умерла в 1934 году. Похоронена рядом с мужем кладбище на Святой горе, в нескольких метрах от алтаря Климентовской церкви (церковь разрушена во время ВО войны).

Внучка: Лидия Сергеевна Мудьюгина (1928 г. р.) — проживала в Нёноксе.

Правнук: Владимир БаргУн (… г. р.) — единственный из потомков семьи Аркадовых, ныне проживающих в Нёноксе.5

Приход без священника и без церкви

В 1937 г. по решению Нёнокского сельсовета и Архоблисполкома была закрыта Никольская церковь.

Сохранилось письменное обращение граждан села  в Президиум ВС РСФСР от 18.03.1945 г. Православная община именуется в нем «культверующими» или «культом верующих», поскольку именно таковым было именование верующих в официальных обращениях органов власти:
«В 1937-1938 гг. Главнаука предлагала Нёнокскому с/с составить смету на реставрацию Троицкой церкви. Смета не составилась и дело остановилось.
В 1938-1939 гг. Нёнокский с/с отобрал у культа верующих ключи от Троицкой церкви и передал ее Нёнокскому колхозу для сыпки картофеля и зерна во время уборочных.
В 1940 г. Нёнокский с/с предъявил культу верующих произвести в Никольской церкви капитальный ремонт, который не требовался, в пятнадцатидневный срок. Культ верующих не находил нужным переборку полов и не выполнил предложения, поэтому с/с в конце декабря 40 г. отобрал ключи от Никольской церкви.
В 1941 г. Троицкую и Никольскую церковь заняли воинские части под склады, а Климентовскую без всякой надобности воинские части разрушили на разные нужды и дрова и в конце 1942 г. закончено её существование.
Кроме указанных церквей имеется в 12 км церковь Алексиевская, в которой в данное время проживают дровосеки Сользавода. При церкви имеется дом (бывшая гостиница) в котором при незначительном ремонте превосходно можно жить. В октябре-ноябре 44 г. воинские части освободили Троицкую и Никольскую церкви. В это время культ верующих в количестве 360 чел. подписавшихся начал ходатайстововать перед районными областным  центрами через Нёнокский с/с  о передаче ему Никольской церкви как менее пострадавшей…»

В декабре 1944 г. воинские части освободили церкви. И сразу Нёнокский с/с начал использовать Никольскую церковь для хранения соли, при этом были повреждены иконостасы. В письме уполномоченного Г.Попова от 20.04.45 г. указано, что «Зав. Архоблисполкома т. Гладышев на вопрос кто санкционировал передачу церкви в с. Ненокса под оляной склад заводу ответил, что это ему неизвестно».6

В период Великой Отечественной войны стало возможным благодаря постановлениям СНК СССР: № 1325 от 28.11.1943 г. «О порядке открытия церквей» и № 1643-485с от 01.12.1944 г. «О православных церквах и молитвенных домах».

С 1943 г. верующие села Нёнокса постоянно направляют заявления об открытии церкви. Под заявлениями на первом месте стоят подписи членов общины верующих:

Непытаев Осип Степанович
Суровцев Иван Иванович
Мудьюгин Федор Максимович

О высокой активности верующих свидетельствует численность присутствующих на «собраниях культверующих»:

26.12.1946 г. — 163 человека
01.10.1944 г. — 500 человек

На первые заявления верующих приходят отрицательные ответы: «Решением Облисполкома от 06.04.1944 г. в просьбе об открытии церкви в с. Неноксе — отказано»; «Решением Архангельского Облисполкома от 17.10.1944 г. № 336 в ходатайстве об открытии церкви в с. Неноксе верующим было отказано.7

Череда священнослужителей

Все перемещения священнослужителей епископами в это время совершались только по согласованию с Уполномоченными по делам РПЦ Архангельской области.

Решением Совета по делам РПЦ при СНК СССР от 27.07.1945 г. Никольскую церковь с. Нёноксы разрешено открыть, что было одобрено и СНК СССР. На основании этого решения Уполномоченным по делам РПЦ Архангельской области зарегистрирована под № 391/г-08  приходская православная община села Нёнокса. Верующие настойчиво обращались с просьбами о направлении в приход священнослужителя к Епископу Архангельскому и Холмогорскому Леонтию, который подписал назначение: «На праздное священническое место к Ненокской церкви Беломорского района по прошению назначается штатным священником и настоятелем заштатный священник Занин Давид Лаврентьевич».  8

При священнике  Давиде Занине в Церковный совет общины были зарегистрированы:

Феликсов Николай Алексеевич

Турков Савватий Иванович

Мудьюгин Федор Максимович (1872 г. р.), служил 4 года рядовым в царской армии, по профессии кузнец, малограмотен. 7 лет был сторожем в Куртяеве и 3 года церковным сторожем в Неноксе. В колхоз вступил в 1931 г. В молодости плавал на парус

В ревизионную комиссию вошли:

Феликсов Николай Андреевич Из «Анкеты на члена церковного совета Феликсова Николая Алексеевича» от 1946 года: «1879 год рождения, рабочий колхоза».

Трапезников Иван Ильич

Киприянов Сепан Николаевич

Священники, служившие в Нёнокском приходе в период с 1946 по 1962 годы:

11.03.1946 — 02.08.1949 Давид Лаврентьевич Занин (1889 г. р.) Закончил церковно-приходскую школу. 4 года служил чтецом в полковой церкви 197-го пехотного лесного полка, 8 лет служил псаломщиком. В 1926 году рукоположен во священника епископом Каргопольским Василием.

04.02.1950 — 14.12.1951 Афиноген Павлович Образцов

15.11.1952 — 13.03.1954 Александр Ксенофонтович Супаков

13.03.1954 — 24.04.1954 Павлин Андреевич Курилов

24.04.1954 — 29.11.1954 Александр Ксенофонтович Супаков

29.11.1954 — 22.01.1955 Василий Павлович Алышев

09.06.1955 — 05.08.1955 Василий Прокопчук

22.10.1955 — 24.03.1956 Илия Константинович Субботин

24.03.1956 — 23.05.1956 Евстафий Иванович Петров-Лащенко

05.11.1956 — март 1962 Григорий Матвеевич Антушев

Священник Александр Либеров

Среди священников, служивших в Нёноксе, был еще и отец Александр Либеров, о котором не осталось никаких упоминаний в литературе и только обрывочные, смутные сведения в воспоминаниях старожилов. Эта страница церковной истории Нёноксы пока не написана. Протоиерей Василий Вольский, настоятель храма в г. Полярные Зори, случайно встретился на шествии «Бессмертного полка» с потомком о.Александра Либерова и узнал о том, что батюшка служил в приходах Терского берега Белого моря и в 1920-х годах перебрался с семьей, в которой было пятеро детей, в Нёноксу, где и был арестован в конце 1930-х годов. В видеосюжете программы «Благовест» вы можете услышать рассказ о. Василий рассказывает о священнике Александре Либерове). Мы надеемся, что публикация наших материалов поможет восстановить память о человеке, чья трагическая судьба переплетается с историей Нёноксы и судьбами нёнокшан в XX веке.

https://youtube.com/watch?v=fpyV-9Ke3N8

 

Возрождение Нёнокского прихода

02.08.1990

священник Александр Данилов

священник Александр Белый (?)

Члены двадцатки:

казначей Елена Яреньгина

 

Любовь Федоровна Кулякина — продавала свечи в церкви

 

 

 

 

  1. Ю.Шульман «История посада Нёноксы». М., 2008. С. 273
  2. Ю.Шульман «История посада Нёноксы». М., 2008. С. 275
  3. А. И. Климов, Е. В. Климова «Здравствуй, Нёнокса!» Архангельск. 1998. С. 50-52

    С 18 января 1891 года псаломщик Александр Стефанов Баженов.3Ю.Шульман «История посада Нёноксы». М., 2008. С. 275

  4. «Здравствуй, Нёнокса!» С. 50-52
  5. Указ. соч. С. 53
  6. Указ. соч. С. 54
  7. Указ. соч. С. 54-55.

Возможно, вы захотите почитать это:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *