Терентий Григорьевич Кологривов
От Терентия Кологривова до старца Трифона
Одним из крупнейших купцов-промышленников Русского Севера ХVI века был уроженец Неноксы Терентий Григорьевич Кологривов[1. Он происходил из знаменитого рода Пушкиных, из ветви, пошедшей от Ивана Кологривова. Дед его, Иван Федорович, родоначальник ненокоцкой линии Кологривовых (конец XV в.), был простым пайщиком-сябром, отец же, Григорий Иванович, стал родоначальником богатой на талантливых людей григорьевской крестьянской линии Кологривовых и стоял уже наряду с крупнейшими солепромышленниками Севера Руси.
В 1540-ых годов Григорий Иванович удалился в монастырь, где и скончался под именем схимника Герасима около 1555 года. После смерти отца семейный доход был поделен «поровну, повытно» на доли сыновьям Василию, Исааку, Терентию и младшему Семену. Терентий, по-видимому, стремительно увеличил свое состояние, приобретая все новые земли, с которых и получал немалые прибыли. К концу XVI века Терентию Кологривому принадлежали уже морские и речные тони для ловли красной и белой рыбы по Солзе, Плежме, Сюзьме; жемчужные и бобровые ловища по Неноксе, Солзе и Сюзьме; солеварный помысел в век расцвета ненокоцкого Усолья; пахотные земли в Неноксе, Уне, Луде; сенокосные пожни в Неноксе, Лодьме, Кудьме… А в начале 1570-х годов, возможно продолжая традицию семьи, Терентий Григорьевич Кологривов постригся в монахи в Николо-Корельском монастыре, где несколькими годами раньше подвизался его отец. Приняв постриг, инок Трифон (в миру Терентий) берет на себя управление хозяйственной жизнью монастыря, он совершенствует работу монастырских солеварен, сбыт соли, красной и белой рыбы с тоней, принадлежащих обители, получает право единолично приобретать новые усолья, варницы, рыбные и земельные угодья, в том числе и в Неноксе. Старец Трифон избирается братией «соборным старцем», а 10 апреля 1581 года пишет «отступную грамоту», переводя угодья свои и сына Ивана в деньги:
«Се яз Терентеи Григорьев сын Кологривова, а во иноцех старец Трифон, да яз, Иван Терентьев сын Кологривова, Нёнокшане, продали есмя Николы чудотворцу Корельского монастыря старцу Сергию вотчину свою, в Солзе реке поезд, красные рыбы ловити и белые, и по тому поезду и в заборе рыбные ловли семги и белые поезд, а в пожнях, и в жемчюжных добычах, и в бобровых ловищах, и в Пележми реки, и в пожнях, и во всяких угодьях без вывета по тому поезду, как изстарь промышляли, что мне от братьи своеи досталось з делу, и по писцевым книгам…»2
В 1582 году началось строительство каменной крепости Соловецкого монастыря, до того не защищенного ничем кроме деревянного тына (частокола). И «все сие огромное строение располагал и зодчим при оном был монах Трифон, постриженик Соловецкий, уроженец приморского селения Неноксы»3. Старец Трифон выполнил первую на Севере высокую каменную преграду, опоясавшую Соловецкий монастырь, и «обитель, защищенная крепостию, сделалось на севере России твердым государственным оплотом и надежным убежищем поморских поселян от набегов финляндцев»4. Сказочной красоты валунно-каменная стена с основанием, сложенным из богатырского размера валунов, является поражающим взор произведением каменного зодчества. Вот как писал выдающийся архитектор-реставратор П.Д. Барановский:
«Соловки – это знаменитый монастырь-крепость, в целом представляет собою лучший музей древнерусского искусства и старины. Среди суровой и живописной северной природы на Беломорском острове чудесной группой древних строений вырастает Соловецкий замок. Грандиозные крепостные стены, сложенные в 1584-1594 гг. из огромных, весом до 500 пудов камней, с восемью башнями, являют собою зрелище единственное по красоте и величию и кажутся работой гигантов»5.
Память о Терентии Кологривове (старце Трифоне)
Имя строителя Соловков записано в Синодик Соловецкого монастыря «без выписки, доколе святая обитель стоит»6 и поминается уже больше 320-ти лет. Скончался Трифон около 1608 года. «После святого Филиппа (Колычева) старец Трифон на протяжении веков оставался самой прославленной и почитаемой личностью Соловков»7.
По словам П.Д. Барановского Соловецкий монастырь является «исключительным памятником старины, имеющим мировое значение»8. А «14 декабря 1992 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО вписал культурный и исторический ансамбль Соловецких островов в список всемирного наследия. Соловецкий монастырь объявлен достоянием всего человечества»9.
- Данная статья была подготовлена по материалам книги Ю.М.Шульмана «История посада Нёноксы».
- Сборник грамот Коллегии Экономии, т.1, сс.234-235, №243
- Досифей. Летописец Соловецкий.– М., 1833, с.47.
- История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря.– Тов-во Северного мореходства (репринт), 2004, с.57.
- Цит. по кн.: Соловецкий монастырь. Из архива П.Д. Барановского.– М., 2000, т. 1, с.25.
- Досифей. Летописец Соловецкий, с.47.
- Шульман Ю.М.: История посада Нёноксы: Историко-краеведческий очерк.– М.: Фонд Бориса Шергина, 2008, с.103
- Соловецкий монастырь. Из архива…, с.29.
- Цит. по кн.: В.А. Буров. Исследователь Соловецкого зодчества П.Д. Барановский на Соловках (1922, 1923 гг.).- Там же, с. 18.
Свежие комментарии